01.09.2015

С Днем знаний!

01.09.2015

 

Статья директора ГБОУДОД г. Москвы "ДХШ им.И.Е. Репина" Кондратьевой Ольги Юрьевны для журнала "Юный художник" (09.2015)

  Вот и началась осень – пора творчества и художественного вдохновения. Большой багаж  летних впечатлений хочется использовать и воплотить в натюрмортах, пейзажах, композициях.  Сколько интересных впечатлений дает нам окружающий мир природы. Как из них выбрать главное и сделать, сотворить художественное произведение?
     Русский художник  П.П. Кончаловский писал: «Надо только из живой природы выхватить ту нить, которая приведет к подлинной композиции, надо приучить свой глаз при первом же взгляде брать только то, что нужно из всей группы». Умение видеть и изображать самое главное в видимом предметном мире и интересно обыгрывать второстепенное в художественных  работах получается не сразу. Чтобы чувствовать себя свободным в художественном творческом самовыражении, необходимо много трудиться, обучаться, познавая секреты профессионального мастерства художника. Главный секрет – научиться художественно -образно воспринимать окружающий мир. «Профессионализм не только по ремеслу как по способу мышления» - писал великий русский художник-педагог П.П. Чистяков.
     Если на один и тот же пейзаж, к примеру, на березовую рощу смотрел бы сельский житель, то он  заинтересовался бы чем: есть ли здесь грибы, сколько можно скосить травы для своей коровы, сколько березовых  веников для бани можно изготовить. Художник увидит совсем другое: глядя на березовую рощу ,он увидит великолепную игру золотистого солнечного света и прохладу голубовато-изумрудных теней; «царство берез» с ритмично шелестящей на ветерке листвой. Так увидел это величайший пейзажист И. И. Левитан, написавший картину «Березовая роща».
     Когда вы начинаете сочинять что-либо, сначала подумайте, какая идея будет вложена в ваше произведение и как эта идея будет воплощена в выбранной вами теме. «Пережить выбранный мотив и суметь выразить свое переживание в художественном образе» - писал русский пейзажист А.К. Саврасов.
     Идея произведения может быть классической или нестандартной, но подача ее должна обладать новизной, индивидуальностью, актуальностью, смелостью. Это придаст вашей работе качество настоящего художественного произведения. Великих художников разных эпох волновала и привлекала идея «Материнство» - идея великого счастья рождения ребенка и великое горе потерять  его. Идея классическая, но каждый художник превращает её в свой индивидуальный, только данному художнику присущий, неповторимый художественный образ.
     Сравните произведения разных художников: «Богоматерь» Андрея Рублева, «Сикстинская мадонна» Рафаэля Санти, «Пьета» Микеланжело Буонарроти, «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи, «Мать и дитя» Пабло Пикассо. Разные образные решения одной идеи в мировом искусстве зависят не только от индивидуальности  художника, но и от эстетических, этических идеалов, мироощущения, мировосприятия, философии времени и страны, в которых живет художник.
     Когда вы рисуете, даже простое дерево, почувствуйте чутьем художника, какую идею вы вложите в тему «Рисунок дерева» . Например, это может быть идея свободно взлетающего ввысь векового гиганта или идея сложности борьбы за существование . Когда идея сотворилась и она органично проходит через данную тему, подумайте, как придать своей работе образное звучание, например: радостное, трагическое, поэтическое, былинное и т.д. Интересно увидеть в дереве образ человека – дерево-богатырь, дерево-чудовище, дерево-невеста, увидев в конструкции дерева  очертание и движение человека.  Так легче  ухватить сложный силуэт дерева и других растительных форм. Работая над натюрмортом, пейзажем, композицией,  продолжая путь - идея, тема, образное решение следующей задачей  у вас становится выбор главного героя. Им может быть не только человек – главным героем становится та форма, через которую вы проводите свою идею, тему, образное решение.         Главный герой является зрительным центром композиции, композиционным узлом,  имеющим  особое поле притяжения. У главного героя должны быть берущие на себя внимание характерные силуэт, жест, поза, выразительные детали.  Не ищите стандартных решений, у вас масса собственных индивидуальных ярких впечатлений, наблюдений из которых вы в силах сотворить собственный мир своих произведений.
     Вокруг главного героя складывается пространство, заполненное второстепенными формами: пейзаж, интерьер, окружающие предметы, формы и т.д. Взаимосвязь их с главным героем и между собой должна быть четко продумана и прочувствована. Они ,как свита придворных вокруг  короля, придаст ему значимость. Второстепенной формой,  раскрывающей нам характер главного героя, является так же местоположение линии горизонта композиции. Низкое расположение линии горизонта превратит героя в великана-богатыря, а высокое расположение сделает героя маленьким, камерным. Большое значение имеет масштабное соотношение главного героя и его окружения. Например, если вы решили изобразить композицию с идеей добра на тему «Снегурочка», то вы главному герою - Снегурочке придадите образ, сплетающий фантазию и реальность; образ, имеющий плавный, нежный силуэт и скромный, не резкий жест. Линию горизонта изобразите немного выше центра композиции, что придаст образу камерность. Окружающее её пространство будет заполнено сказочными, поэтичными формами, имеющими волнисто-округлый ритм.
     При изображении композиции с идеей зла «Снежная королева», силуэт королевы будет резок, сотканный как бы из кристаллов; жест волевой. Снежная королева будет возвышаться над низкой линией горизонта, что придаст ей монументальность. Окружающие ее второстепенные формы, так же напоминают колючие кристаллические формы: замок, облака, заснеженный город, деревья, горы и т.п.
     Можно решить эти композиции совершенно по-другому, сделав окружающие второстепенные формы в контрасте с главными героями, но это будут уже другие композиции с идеей борьбы добра и зла.
     Большое значение в работе над произведением имеет выбор тональных и цветовых отношений, соответствующих  данному художественному образу. Неправильный выбор этих отношений может полностью разрушить задуманный образ композиции.
     Очень сложно научиться изображать движение в композиции. Движение - это не только когда кто-то в композиции бежит, это общий ритм движения всех элементов и форм композиции. Движение, которое создает ветер, движение световых потоков, движение цветовых и тоновых масс. Люди, изображенные сидящими за столом, тоже соединены ритмом общего движения поз и жестов, которые должны быть взаимосвязаны общей пластикой. Если движение направлено слева-направо, то оно будет казаться стремительным; если справа-налево- то замедленным. Это происходит потому, что мы читаем слева-направо, поэтому наши глаза,  когда смотрят на картину с расположением движения слева-направо убыстряют иллюзорно эффект движения. Непривычное для глаза движение справа-налево замедляет иллюзию движения. Если посмотреть на картину В.И. Сурикова «Боярыня Морозова» в зеркальном положении, то вы увидите этот эффект.                                                                                          
          Когда ребенок совсем мал, он начинает познавать красоту окружающего мира эмоционально, восторженно, самобытно, образно. Главное для него - что нарисовать и рисует  он ,как чувствует и видит. Но когда эйфория детских открытий окружающего мира уступает место сомнениям отрочества, то главной целью  для юного художника становится,  как изобразить «натуру» грамотно и технично. К сожалению, часто художественно-образное восприятие, индивидуальность уходят на второй план или вообще теряются. По этой причине большинство работ учащихся от 10 до 13 лет выглядят скучно, ученически; техника еще не приобретена, мироощущение стандартное, окружающий мир уже не воспринимается как художественный объект, если не напоминает картины великих художников. К 14-ти  годам юный художник уже не боится изобразить что-то неграмотно, у него  появился небольшой опыт изобразительной техники и  начинает проявляться  индивидуальное художественно-образное восприятие мира; возникает желание самовыражаться  и творить.   
     Если хочешь стать художником, не надо брать за основу в работе банальные, стандартные решения. Научись видеть душой красоту, многогранность природы. Находи в окружающем мире волнующие тебя идеи, выражай в темах своих работ собственное,  индивидуальное художественное видение, придавай характерность, неповторимость, раскованность, создаваемым тобой художественным образом.
     Знаменитый художник  Винсент Ван Гог писал о значимости обучения для начинающего художника: « Я намерен основательно изучить теорию; я совсем не считаю это бесполезным занятием и думаю, что, когда человек в своих поисках руководствуется подлинно конкретными указаниями, его инстинктивные предположения и догадки очень часто превращаются в уверенность и определенность»  
     Чтобы получить возможность обрести предпрофессиональное образование, можно пойти обучаться в художественную школу. Сейчас в нашей стране достаточно высокий уровень дополнительных образовательных учреждений с примерно одинаковым уровнем преподавания, но каждое учреждение имеет свою индивидуальность. Не надо забывать и о самообразовании. Журнал «Юный художник» оказывает в этом большую помощь, развивая художественный вкус и профессиональные знания.  
     В данном номере журнала представлены композиции учащихся, ставших лауреатами московских, российских и международных конкурсов детского творчества. Все они обучались в ГБОУДОД г. Москвы « ДХШ им. И.Е. Репина», основанной в 1978 году. За несколько десятилетий в этой школе разработана многогранная система художественного образования. В нее включены традиции русской классической школы реализма, некоторые направления европейских художественных школ, теория и практика декоративно-прикладного искусства. Школа проводит большую выставочную и  методическую работу, являясь с 2014 года Методическим центром дополнительного образования в сфере культуры и искусства г. Москвы по художественным напрвлениям «Станковая композиция» и «Живопись».    
         Сколько нового и интересного будет еще в жизни. Будет ли ваша жизнь посвящена профессии художника, или обретется другая профессия- надо помнить, что каждый из вас своими творениями, делами, открытиями представляет лицо своей эпохи, своей страны.

   
                                                 Директор ГБОУДОД г .Москвы «ДХШ им. И.Е. Репина»
                                                 Кондратьева О. Ю.

    Добавить комментарий
    Введите код с картинки
    Необходимо согласие на обработку персональных данных
    Новости компании
    03.09.2019
    День знаний!
    03.09.2019

    2 сентября в школе прошла торжественная линейка с вручением ученических удостоверений первоклассникам.

    29 августа 2019 г. министр Правительства Москвы, руководитель Департамента культуры города Москвы А.В.Кибовский вручил награды работникам культуры в связи с празднованием Дня города Москвы.

    2 сентября в 16.00, по адресу шоссе Энтузиастов, дом 53, состоится торжественной посвящение в учащиеся 1 класса детской художественной школы с вручением ученических удостоверений. Приглашаются учащиеся первых классов.